Контрольская (Тарасова) Валентина Васильевна, переехав в 1900 году в Крым, работала фельдшером.

Древняя и самобытная культура коренного народа настолько покорила В.В. Контрольскую, что она стала изучать крымскотатарский язык, зарисовывать образцы национального орнамента, знакомилась с народными мастерицами и училась искусству вышивания. Со временем увлечение переросло в серьезную работу по сбору, изучению и систематизации крымских старинных узоров.

В. Контрольская побывала более чем в 60 крымских деревнях Бельбекской, Качинской, Салгирской, Отузской долин и Южного берега, собрав около 8 000 образцов крымскотатарских орнаментов XII - XX вв. Её многогранный талант проявился не только в рисовании, росписи фарфора и тканей, но и в написании стихотворений, вышивании, изготовлении дамских шляпок, мягких игрушек, тапочек - «папуч».

В 20-е годы она стремилась привлечь внимание специалистов к собранной ею коллекции орнаментов. Часть образцов узоров из ее коллекции была представлена в 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и современной промышленности в Париже.

Большая художественная и научная ценность частной любительской коллекции была отмечена в Государственной академии Художественных наук СССР. 33 года своей непродолжительной жизни Валентина Васильевна посвятила творчеству коренного народа Крыма, не оставляя при этом своей основной благородной миссии - служить исцелению людей. В силу сложившихся обстоятельств до сегодняшнего дня сохранилась лишь малая часть уникальной коллекции В.В. Контрольской.

Представленные на выставке рисунки Валентины Васильевны Контрольской, знакомят с образцами старинных орнаментов на женских головных покрывалах - шербенти и марама, свадебных мужских поясах -учкъур, декоративных полотенцах - эвджияр, предметах быта. Дополняют их, работы, выполненные ее внучкой Маргаритой Александровной Контрольской и правнуком Александром, среди которых присутствуют копии орнаментов, восстановленные по черновикам.