Что симферопольцам нужно знать о кофе, чтобы не разочароваться в напитке

Кофе может приносить пользу здоровью, но может и вредить, особенно если пить его слишком много. Поэтому учёные рекомендуют умеренное количество кофе — не больше 300 мл кофеина в день.

Полезные свойства кофе

1. Кофе бодрит

Это, пожалуй, самое известное свойство кофе. Объясняется оно тем, что кофеин — психостимулятор. Когда мы пьём кофе, кофеин попадает в кровь, а с ней поступает в мозг, где блокирует нейромедиатор аденозин.

Когда аденозин блокируется, увеличивается концентрация других нейромедиаторов, таких как норадреналин и дофамин. Это и даёт бодрящий эффект.

Многие исследования подтверждают, что кофе улучшает память, настроение, скорость реакции, внимание и когнитивные функции. Так что кофе бодрит и делает нас умнее.

2. Кофе повышает работоспособность организма

Когда кофеин стимулирует нервную систему, она отправляет сигналы другим частям организма. Жировые клетки получают сигнал расщеплять жировые отложения. Эффективнее всего сжигается жир у тех, кто недавно начал пить кофе. Когда жиры попадают в кровь и превращаются в свободные жирные кислоты, организм может использовать их как источник энергии.

Кроме того, кофеин увеличивает содержание в крови адреналина, который подготавливает организм к интенсивным физическим нагрузкам. Так что перед следующим походом в спортзал попробуйте выпить чашку чёрного кофе.

3. Кофе облегчает боли в мышцах после тренировки

Две чашки сваренного кофе после тренировки облегчают боль в мышцах. Во время этого эксперимента участники пили кофе после выполнения эксцентрических упражнений для мышц. Через час их просили оценить интенсивность болевых ощущений по шкале от 0 до 100. Оказалось, что кофе с кофеином значительно снижает чувствительность к боли.

4. Кофе помогает бороться с депрессией

Кофеин повышает выработку дофамина — нейромедиатора, ответственного за движение, память и мышление. Ещё дофамин связан с ощущением удовольствия. Поэтому кофе и помогает бороться с депрессией.

По данным исследования,  у женщин, которые пьют кофе, риск возникновения депрессии снижается на 20%. Ещё одно исследование показало, что те, кто употребляет кофе, на 53% реже совершают самоубийства. Участники обоих исследований выпивали в день по четыре чашки кофе.

5. Кофе полезен для здоровья печени

Некоторые считают, что кофе может защитить от цирроза. Исследование, проведённое сингапурскими учёными, подтвердило, что употребление двух или более чашек кофе в день может сократить риск развития цирроза печени примерно на 66%.

Другие исследователи обнаружили, что употребление кофе также может снизить риск возникновения рака печени.

6. Кофе может предотвратить образование желчных камней

Кофеин помогает предотвратить образование желчных камней. Это подтвердило исследование, в рамках которого учёные 10 лет наблюдали за употреблением кофе и образованием желчных камней у 46 000 мужчин. Другое исследование, в котором участвовали женщины, дало такие же результаты.

7. Кофе может уменьшить риск возникновения диабета второго типа

Анализ 18 исследований (общее число участников — 457 922 человека) подтвердил, что каждая выпитая чашка кофе снижает риск развития диабета примерно на 7%

8. Кофе снижает риск возникновения болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера появляется после 65 лет. Это самое распространённое нейродегенеративное заболевание в мире. Пациенты постепенно теряют память, навыки мышления и способность выполнять самые простые задачи.

unsplash.com

Лекарства от этой болезни пока нет. Однако есть много профилактических мер. Среди них здоровое питание, регулярные физические и умственные нагрузки, а также употребление кофе.

9. Кофе снижает риск возникновения болезни Паркинсона

Второе по распространённости нейродегенеративное заболевание — болезнь Паркинсона. Она развивается, когда в мозге отмирают нейроны, вырабатывающие дофамин. Употребление кофе снижает риск примерно на 30–60%.

10. Кофе защищает от сердечной недостаточности

Умеренное употребление кофе, по данным исследований, защищает от сердечной недостаточности. Ключевое слово — «умеренное». Обычно под этим имеют в виду две чашки в день.

11. Кофе — лучший источник антиоксидантов

Кофе, как с кофеином, так и без, содержит примерно одинаковое количество антиоксидантов. Причём оно больше, чем во фруктах и овощах вместе взятых (при типичной западной диете). Антиоксиданты — вещества, которые препятствуют окислению и борются со свободными радикалами в организме. Например, они снижают риск возникновения рака ротовой полости. Кофе без кофеина тоже имеет защитный эффект, а вот у чая он отсутствует совсем.

12. Кофе защищает от поражения сетчатки глаза

Один из самых сильных антиоксидантов — хлорогеновая кислота. Исследователи из Корнеллского университета обнаружили, что этот компонент, содержащийся в кофе, сокращает смерть клеток сетчатки, вызванную гипоксиеей (кислородной недостаточностью) или окислительным стрессом (повреждением клетки в результате окисления) Влияние хлорогеновой кислоты также тестировали на мышах с повреждённым зрительным нервом. Результаты оказались такими же.

13. Кофе снижает риск возникновения рака кишечника

Исследователи наблюдали за 489 706 участниками и обнаружили, что среди тех, кто выпивает по 4–5 чашек кофе, риск заболевания раком кишечника ниже на 15%.

14. Кофе снижает риск возникновения рака кожи

Базалиома — одна из самых распространённых форм рака кожи. И хотя она обычно не смертельна, она приводит к необратимым физическим изъянам кожи.

Исследование, проведённое американскими учёными, доказало, что употребление кофеина снижает риск возникновения рака кожи. Наименьший риск был отмечен у женщин, употреблявших три чашки кофе в день.

В ходе ещё одного исследования было обнаружено, что кофе, возможно, помогает предотвратить возникновение меланомы.

15. Кофе защищает от кариеса

В Институте стоматологических наук в Индии учёные провели исследование и собрали данные всех пациентов, употреблявших кофе. При этом они учитывали частоту употребления, марку кофе, наличие и отсутствие добавок (молоко, сахар), а также питание и другие привычки пациентов.

В результате оказалось, что у тех, кто выпивает около трёх чашек чёрного кофе в день, меньше всего проблем с зубами. А вот подсластители, сливки и молоко совершенно лишают кофе его антибактериальных свойств.

16. Кофе может укрепить ДНК

Цепочки ДНК иногда разрываются. Двухцепочечные разрывы случаются, если побочные продукты клеточного метаболизма вызывают повреждения ДНК и блокируют её репликацию. Это приведёт к смерти клетки, если ДНК не восстановится. А если она восстановится некорректно, некоторые участки ДНК могут перестроиться. Такие перестановки обычно обнаруживают в раковых клетках.

Учёные в течение четырёх недель наблюдали за здоровыми мужчинами, часть которых пила чёрный кофе, а часть — воду. Сначала в двух группах наблюдалось одинаковое количество спонтанных разрывов ДНК. Затем среди тех, кто пил только воду, было замечено увеличение количества разрывов, а среди тех, кто пил кофе, — уменьшение. Разница составила 27%.

17. Кофе снижает риск возникновения подагры

Подагра — распространённая форма артрита, которая обычно встречается у мужчин и чаще всего поражает суставы больших пальцев ног. В особо тяжёлых случаях суставы деформируются безвозвратно.

Исследователи наблюдали за 45 000 мужчин в течение 12 лет и учитывали, какие напитки они употребляют (кофе, кофе без кофеина, чай). Среди участников 757 человек страдали подагрой.

В итоге оказалось, что увеличение употребления кофе снижало риск развития подагры.

18. Кофе богат питательными веществами

Кофе содержит не только кофеин и антиоксиданты. Большая часть питательных веществ, которыми богаты кофейные зёрна, остаётся в напитке и усваивается организмом.

В одной чашке кофе содержится:

• Витамин B2: 11% от рекомендованной суточной нормы.
  • Витамин B5: 6% от рекомендованной суточной нормы.
  • Марганец и калий: 3% от рекомендованной суточной нормы.
  • Витамин В3 и магний: 2% от рекомендованной суточной нормы.

Такое количество может показаться незначительным, но это содержание только на одну чашку, а многие выпивают по 3–4 чашки в день.

Кроме того, кофейные зёрна богаты клетчаткой — полезными пищевыми волокнами.

Вредные свойства кофе

Несмотря на все свои плюсы, кофе не самый полезный для здоровья напиток в мире. Он повышает кровяное давление, вреден для беременных и вызывает привыкание. Кроме того, учёные обнаружили ещё 18 вредных свойств кофе.

1. Кофе может привести к бессоннице

Кофе заряжает нас энергией, но это же его свойство вредит, когда мы пытаемся уснуть. Бодрящий эффект кофеина начинает чувствоваться через 15 минут после употребления, но длится он гораздо дольше. На то, чтобы стимулирующее действие сошло на нет наполовину, нужно около шести часов.

Если хотите выспаться, постарайтесь не пить кофе во второй половине дня. Или хотя бы за 2–3 часа до сна.

2. Кофе влияет на действие лекарственных средств

Если вы принимаете какие-то лекарства, обязательно узнайте у врача, можно ли пить их вместе с кофе. Этот напиток может усилить, ослабить или вообще изменить действие таблеток.

3. Кофе может усугубить кислотный рефлюкс

Один из симптомов кислотного рефлюкса — изжога. Это неприятное ощущение возникает, когда нижний пищеводный сфинктер (он разделяет пищевод и желудок) не закрывается вовремя. Тогда желудочный сок попадает в пищевод.

Кофе обладает крайне высокой кислотностью. Попав в кислую среду (желудочный сок), он приведёт к тому, что мышцы пищеводного сфинктера расслабятся. А это может вызвать или усилить изжогу.

Если изжога беспокоит вас дважды в неделю или чаще, вам стоит отказаться от кофе. При изжоге также следует с осторожностью употреблять чай, цитрусовые соки, молочные коктейли и алкоголь.

4. Кофе может вызывать несварение

Чашка кофе на пустой желудок стимулирует выработку соляной кислоты, а это может привести к серьёзным проблемам с пищеварением. Соляная кислота обычно вырабатывается в желудке, когда в него поступает пища, и используется для переваривания белков и жиров.

Если в один приём пищи её производится слишком много (когда съели много жирного или выпили много кофе на голодный желудок), в следующий раз её поступит недостаточно, тогда пища переварится не полностью. Это может привести к вздутию живота и дискомфорту в желудке, а в тяжёлых случаях к синдрому раздражённого кишечника и даже раку толстой кишки. Так что старайтесь не пить кофе натощак.

5. Кофе может работать как слабительное

Кофе стимулирует сокращение мышц кишечника. Казалось бы, это хорошо, потому что кофе может помочь при запорах. Но это свойство кофе также может вызвать ряд проблем, например опорожнение желудка Тогда всё содержимое желудка попадает в тонкую кишку до того, как пища полностью расщепилась и переварилась. Питательные вещества из такой пищи просто не успеют впитаться, а это может привести к воспалению кишечника.

6. Кофе содержит канцерогенные вещества

Когда кофейные зёрна обжариваются при высоких температурах, в них могут образовываться акриламиды. Эти вещества считаются канцерогенными и генотоксичными.

Хотя опасное количество акриламидов содержится в разных продуктах, кофе — основной источник этих веществ. Чем темнее жареные зёрна кофе, тем больше в них акриламидов.

7. Кофе затрудняет работу тромбоцитов

Тромбоциты — клетки крови, образующиеся в костном мозге. Они помогают остановить кровотечение, закупоривая повреждённый сосуд.

В 2008 году исследователи изучили влияние кофе и кофеина на тромбоциты. Участники исследования употребляли кофе или капсулы с кофеином и воду. У тех, кто пил кофе, способность тромбоцитов склеиваться снизилась. А у тех, кто получал только кофеин, свойства тромбоцитов не изменились.

Получается, кофе без кофеина не решит эту проблему. А она может привести к серьёзным последствиям для тех, кто страдает анемией или другими заболеваниями, связанными со свёртываемостью крови.

8. Кофе может снизить вероятность беременности

По данным исследователей из Университета Невады в Рино, активность маточных труб снижается у тех, кто регулярно употребляет кофеин. По этим трубам осуществляется транспортировка яйцеклеток от яичников к матке. Исследование, проводившееся на мышах, выявило подобные проблемы у тех грызунов, которым давали кофеин.

9. Кофе повышает уровень холестерина

Холестерин — жировое вещество, необходимое для выработки гормонов и других важных для организма веществ. Но если его выделяется слишком много, он откладывается в артериях. А это приводит к различным проблемам с сердцем и давлением.

В кофе содержится вещество, повышающее холестерин, — кафестол. Если в течение четырёх недель пить по пять чашек кофе в день, уровень холестерина в крови поднимется на 6–8%.

Обезопасить себя от кафестола помогут бумажные фильтры, используемые в процессе варки кофе. Они задержат большую часть кафестола.

10. Кофе может вызвать остеопороз

Остеопороз — болезнь костей, при которой кости теряют свою плотность и становятся похожими на пчелиные соты. Особенно он опасен для пожилых людей.

Для здоровья костей необходим кальций, а кофеин снижает его усвояемость. С каждой выпитой чашкой мы теряем около 4–6 мг кальция

11. Кофе заставляет нас хотеть сладкого

Кофеин усиливает тягу к фруктовым сокам, газированным и другим сладким напиткам (которые вызывают зависимость сами по себе).

12. Кофе снижает усвояемость железа

Железо необходимо для выработки гемоглобина. Этот белок, входящий в состав клеток крови, переносит кислород от лёгких к другим частям организма. Даже если ваша диета богата железом или вы принимаете добавки, организм будет хуже усваивать железо, если вы пьёте кофе. Всего 150–250 мл кофе снизят усвояемость железа на 35%

13. Кофе может вызвать мастопатию

При этом заболевании в молочных железах образуются уплотнения, которые увеличиваются в размерах и болят во время менструации. Точная причина болезни пока не установлена, учёные предполагают, что она связана с гормонами. По данным одного клинического исследования, у женщин, которые употребляют в день от 30 до 250 мг кофеина, риск мастопатии увеличивается в 1,5 раза.

14. Кофе раздражает желудочно-кишечный тракт

Тем, кто страдает гастритом, язвой или проблемами с кишечником, врачи советуют совсем отказаться от кофе. Вполне возможно, он и привёл к возникновению этих заболеваний.

Одна из причин язвы — бактерия Helicobacter pylori. Кофе из-за своей кислотности разъедает слизистую оболочку желудка, а это создаёт благоприятную среду для бактерий. Конечно, крепкая иммунная система может защитить от этого, но не всегда.

Кофе может нанести серьёзный вред и оболочке тонкой кишки. Можно заработать спазмы, колики, запор или диарею.

15. Кофе усиливает тревогу и стресс

Кофе стимулирует выработку адреналина, норадреналина и кортизола. Эти гормоны включают в организме реакцию «бей или беги». Кажется, что это хорошо, ведь мы будем чувствовать себя бодрыми и полными энергии. Только этой энергии вырабатывается слишком много, поэтому мы начинаем дёргаться и нервничать.

16. Кофе может увеличивать риск выкидыша

Исследователи из Национального института здоровья и Университета штата Огайо проанализировали данные наблюдений за 500 парами. Учёные рассматривали связь между наличием химических веществ в окружающей среде, образом жизни родителей и их фертильностью.

Выяснилось, что риск выкидыша был выше, если оба партнёра за несколько недель до зачатия выпивали в день больше двух чашек любого напитка с кофеином Также риск выкидыша повышался, если женщины пили кофе в первые семь недель беременности.

17. Кофе повышает кровяное давление

У вас годами может быть повышенное давление, но вы можете об этом не подозревать. Но даже если симптомы не заметны, кровеносные сосуды и сердце всё равно повреждены, а это может привести к серьёзным последствиям (инсульту или инфаркту).

Итальянские исследователи проанализировали данные более 1 200 пациентов в возрасте от 18 до 45 лет с первой степенью гипертонической болезни. Те, кто пьёт много кофе, рискуют заработать повышенное давление (риск возрастает в четыре раза). У тех, кто употребляет умеренное количество кофе, риск возрастает в три раза.

18. Кофе может вызывать недержание

Исследователи из Алабамского университета обнаружили, что кофе оказывает на мочевой пузырь расслабляющий эффект. Употребление более 200 мг кофеина в день приводит к недержанию мочи.

По материалам lifehacker.ru