Мировые производители транспортных средств стараются делать все возможное для того, чтобы повысить уровень комфорта водителя и пассажиров авто во время езды. Ну а комфорт, как всем известно, напрямую зависит от «трясучести» «железной лошадки». Именно для того, чтобы ее, эту трясучесть, уменьшить, машины «обули» в резиновые колеса, изобрели сайлентблоки из полиуретана, придумали всевозможное рессоры, пневмоподушки и пружины, да что там говорить – даже сиденья и те сделали пропружиненными!

В совокупности все эти опции работают весьма неплохо, хотя к амортизаторам они не имеют абсолютно никакого отношения. А учитывая тот факт, что темой нашей статьи, как видно из названия, являются именно амортизаторы, поговорим о них подробнее и рассмотрим функции этой незаменимой детали современных транспортных средств.

Итак, амортизатор – это своего рода демпфер, который призван гасить колебания. Чтобы людям, непосвященным во все тонкости автомобилестроения, было понятнее, о чем идет речь, приведем простой пример. Если взять какой-либо предмет, скажем, игрушечное авто, и, привязав к нему нитку, расшатать в воздухе, можно отметить большие колебания игрушки. Но если опустить этот предмет в воду и расшатать его там, амплитуда колебаний будет намного меньшей. Вода в данном случае и сыграла роль демпфера.

Вот и получается, что амортизаторы в автомобилях – это устройства, призванные «гасить» вертикальную раскачку, которая делает езду на любом транспортном средстве немыслимой.

Выходит, что предмет нашего разговора создан для комфорта? Да, но не только для него. Если амортизаторы вышли из строя либо же работают неправильно, тормозной путь машины заметно увеличивается, авто теряет устойчивость на поворотах, ухудшается сцепление шин с дорожным покрытием. Почему? Дело в том, что качественный, полноценно функционирующий амортизатор обеспечивает постоянное сцепление шин и дороги, в противном же случае колеса подпрыгивают, а это особо опасно при вхождении в повороты, когда машина попросту может утратить контакт с асфальтом.

Если же описать функции амортизаторов кратко, то получим следующий список:

  • контроль движений подвески и пружин;
  • гарантия максимально эффективного торможения и управления;
  • продолжение срока эксплуатации покрышек;
  • поддержание контакта шин с дорожным покрытием;
  • поддержка динамического выравнивания колес;
  • контроль колебаний и крена в горизонтальном положении;
  • контроль над колебаниями поперечной оси;
  • снижение износа всех систем, обеспечивающих работоспособность автомобиля;
  • гарантия сбалансированного и равномерного износа тормозов и колес;
  • уменьшение усталости водителя и пассажиров.

 

 

 

Так как от исправности амортизатора напрямую зависит не только комфорт пасажирв, но и их безопасность, проверять данную деталь автомобиля на предмет наличия неисправностей нужно регулярно. В случае же обнаружения поломки следует немедленно обратиться к специалистам  и отремонтировать либо заменить амортизатор, тщательно протестировав его после установки.

Что касается проведения диагностики детали, то ее лучше делать на станции техобслуживания, где есть специальные стенды. Это оптимальный вариант, но если же вы по какой-либо причине не можете заехать на СТО, продиагностировать амортизатор можно и самостоятельно при условии, конечно, что руки у вас, как говорится, растут с нужного места.

Внимательно осмотрите вызывающую подозрения деталь, хорошенько очистив ее от грязи. Если на амортизаторах заметны маслянистые потеки – это явный признак того, что без замены вам не обойтись. Прислушайтесь, не издают ли детали, о которых идет речь, скрипа или прочих звуках при раскачивании машины, обратите внимание на то, как быстро (и быстро ли) затухают колебания.

Немаловажную роль играет и качество езды, но в этом плане сложно давать какие-либо конкретные советы, так как данный момент – строго субъективен. Говоря в общем, отметим, что если вы ездили на авто длительное время, вы наверняка заметили, как машина ведет себя на поворотах и на том или ином дорожном покрытии. Если же вдруг в поведении «железной лошадки» появилось что-то новое, скажем, увеличился крен, усилились заносы при поворотах на сухой дороге, стали слышны скрипы или потрескивания, нужно повнимательнее присмотреться к амортизаторам, так как, скорее всего, их придется заменить.